Новый номер
21.10.2015
?Современные технологии установки окон невозможны без использования монтажной пены в качестве быстрого и «ловкого» герметика, способного проникнуть в любые щели и «схватиться намертво» практически с любыми поверхностями строительных конструкций и изделий. Какие тенденции отмечаются на белорусском рынке монтажной пены? Какие свойства и качества этого строительного материала делают его незаменимым в роли фиксирующего и герметизирующего средства не только при монтаже оконных блоков, но и в качестве термоизоляционной преграды при последующей их эксплуатации.

Что в тренде?

Монтажная пена появилась на строительном рынке Беларуси в начале 90-х годов. С тех пор спрос и предложение на этот популярный строительный материал находились преимущественно в восходящем тренде, за исключением нескольких периодов незначительного падения в 1998, 2008, 2011 гг. Вместе с ростом спроса на МП год от года расширялся перечень игроков рынка, достигавший в лучшие времена сбыта до 160 дистрибьюторов и неавторизированных дилеров (на сегодняшний день их около 30), не считая «чаек» – мелких перекупщиков, время от времени «слетавшихся» подзаработать на этом бурно кипящем рынке. По динамике роста рынок МП можно сравнить разве что с рынком сухих строительных смесей.

В начале взлета поставки МП были исключительно импортными, но уже в 1997 г. в Беларуси был построен первый и пока единственный завод по производству отечественной пены собственной рецептуры с полным технологическим циклом, включая изготовление баллонов для ее хранения и использования («Белинэко», г. Брест). На производственных площадях СООО «Хенкель Баутехник» в г. Заславле было освоено производство монтажной пены известного немецкого бренда Ceresit. Кроме торговых марок «БелИНЭКО» (PATRON, PROFPUR), появилась в Беларуси такая марка, как PENOMAX (ООО «Фабикстиль», Беларусь).

Текущее положение на рынке МП

Падение строительного производства не могло не отразиться на потребительском индексе МП в нашей республике, который начиная с середины 2014 г. до настоящего времени претерпевает беспрецедентное падение как по спросу, так и по предложению. Некоторые поставщики оценивают падение спроса на монтажную пену на несколько порядков – от 2 до 5 раз (!). Кроме того, вектор оставшегося уровня спроса сместился в сторону недорогих продуктов, таких как ULTIMA, объявленной одним из известных поставщиков хитом продаж (см. табл. 2). Интересно, что резкое падение спроса на МП породило, как ни странно, рост ассортиментного перечня ввозимой в республику и производимой в ней пеномонтажной продукции при общем уменьшении ее валовой величины. Таким образом, поставщики и продавцы МП пытаются повысить заинтересованность потенциальных потребителей новыми марками монтажных пен, в т.ч. позиционируемых как инновационные. Одни игроки пытаются привлечь покупателя высокой экономичностью предлагаемого товара (больший по сравнению с марками-конкурентами выход пены); другие – экстремально низкими температурными условиями работы; третьи (например, отечественный производитель ООО «Фабикстиль») – «сухой» технологией нанесения пены (без предварительного смачивания обрабатываемых поверхностей); четвертые – точной дозировкой и т.д. Используют производители и поставщики и другие стратегии работы на рынке. К слову, «БелИНЭКО» компенсирует падение спроса акцентом на производство огнеупорных пен, спрос на которые в нашей стране (да и в России тоже) есть и будет всегда, учитывая наши строгие нормы пожарной безопасности. Назовем этот прием выживания тенденцией повышения качественных характеристик предлагаемой продукции.

Александр ТАС, обозреватель

Полную версию статьи читайте в журнале «Оконный рынок» (№3/2015) в ноябре.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо
войти или зарегистрироваться на сайте