Новый номер
Правильное позиционирование компании на рынке – одно из основополагающих факторов ее успешной работы (рентабельности бизнеса и его развития). Такие вопросы должны в первую очередь стать поводом для размышлений любого владельца бизнеса при планировании развития своей компании. Сегодня процесс становления оконного рынка уже пройден, наступило время думать не только о тактике бизнеса, но и о стратегии.

Правильное позиционирование компании на рынке – одно из основополагающих факторов ее успешной работы (рентабельности бизнеса и его развития). Такие вопросы должны в первую очередь стать поводом для размышлений любого владельца бизнеса при планировании развития своей компании. Сегодня процесс становления оконного рынка уже пройден, наступило время думать не только о тактике бизнеса, но и о стратегии.

Куда движется рынок? Такой вопрос волнует руководителя любой компании, потому что ответ на него поможет разработать ту самую стратегию развития, которая сделает компанию успешной и конкурентоспособной.

В развитых странах подробная статистика по рынку светопрозрачных конструкций (СПК) помогает делать корректные прогнозы по его развитию и оценке основных тенденций на ближайшие годы. В Беларуси, как, впрочем, и во многих других странах постсоветского пространства, данное направление – пока госстатинформации – по оконному рынку развито слабо. Хотя в той же России аналитика рынка СПК представлена исследованиями и консалтинговых компаний, и центров современных технологий.

Россия – быстро развивающаяся страна. Ведущие предприятия оснащены самым современным, в т.ч. полностью автоматизированным, оборудованием. При этом в отрасли еще высока доля импортных материалов. При этом, несмотря на имеющиеся собственные инновационные разработки, значительная часть оборудования закупается за рубежом.

Как отмечено в информационно-аналитическом материале «Оконный рынок России», российский оконный рынок имеет те же проблемы, что и рынки других стран во всем мире. Но есть и специфические особенности. Рассмотрим белорусский рынок на примере российского.

Нормативные вопросы

В стране создана современная промышленность по производству СПК, но оконная отрасль организационно по сей день не оформлена. Разобщенность и отсутствие координирующего центра неблаготворно влияет на развитие отрасли. Единичные обращения фирм-производителей в соответствующие инстанции с просьбой внести изменения в нормативную базу тонут в ворохе отписок. Все сложнее становится производить, зарабатывать и давать работу. В России существует несколько профессиональных объединений, представляющих интересы производителей («АПРОК», «СППОК»), но эффективность их деятельности пока далека от ожидаемой.

Недостаточная информированность инвесторов, заказчиков и строителей

Среди существенных проблем отмечается недостаточная информированность (а часто и нежелание знать) инвесторов, заказчиков и строителей. Зачастую отсутствуют «правила игры» с проектными, надзорными и монтажными организациями. Все это приводит к массовым нарушениям нормативных требований при новом строительстве, растущему количеству жалоб жильцов, а также влечет за собой неконтролируемый рост энергопотребления при эксплуатации зданий и сооружений.

В Европе стандарты предписывают строителям при возведении домов устанавливать только энергосберегающие окна, через которые потом не будет «отапливаться улица». В Беларуси и России ~10–20% жилфонда остеклено энергосберегающими окнами. Через остальные окна 30% тепла уходит на улицу.

В некоторых странах на темпы роста рынка ПВХ-конструкций влияет госрегулирование. Например, в Швейцарии новые окна устанавливают в объекты недвижимости каждые 10 лет, после этого периода государству не выгодно эксплуатировать окна, т.к. затраты на обогрев недвижимости оказываются намного выше. Повторная замена окон в Беларуси происходит по другим причинам, которые чаще связаны с невысоким качеством производимой продукции.

Недостаток статистической информации по оконному рынку

Недостаток (а зачастую и отсутствие) статистической информации по оконному рынку не позволяет компаниям видеть объективную картину в целом. Пока не отработана система сбора, обработки и передачи информации об объективном состоянии в оконной отрасли. Отсутствие такой информации по оконному рынку не позволяет участникам рынка осуществлять последовательные, плановые мероприятия, а сведения, предоставляемые некоторыми аналитиками и маркетинговыми компаниями, не всегда достоверны, что приводит в конечном итоге к значительным ошибкам в принятии решений и финансовым затратам. Что касается таможенной статистики, то даже при вычислении всевозможных коэффициентов она не всегда отображает реальную ситуацию российского рынка.

Особенностью отечественного оконного рынка является его сезонность. Как правило, с наступлением осенне-зимнего периода цена на окна снижается, что объясняется нежеланием покупателей менять оконные блоки в холодное время. Исключением является установка окон в новых домах. Спрос на окна вновь начинает расти с середины весны и продолжается до середины осени. На рост цен оконных конструкций влияет желание производителей окон заработать при сезонном росте спроса, а также стоимость комплектующих. Повышение стоимости комплектующих для изготовления оконных и фасадных конструкций происходит из-за роста стоимости сырья. От стоимости углеводородов напрямую зависит стоимость ПВХ-профиля, а от стоимости энергии – производство листового стекла.

Общие тенденции на белорусском оконном рынке

Тенденции на оконном рынке зависят от многих факторов, требующих от производителей выпускать материал, который может эволюционировать в ногу со временем.

Есть большая вероятность, что на рынке останутся только крупнейшие игроки, а небольшие фирмы-производители, как показывает практика, чаще всего переходят «под крыло» крупных игроков. Происходит «естественный отбор»: на рынке остаются компании, имеющие активы в виде современного производства, налаженных систем поставок и квалифицированного персонала.

Основная конкурентная борьба разворачивается уже не в области цены, а в сфере качества. Демпингуют в основном компании, которые только входят на рынок, которым нужно завоевать свою «аудиторию». Все более важным условием «выживания» становится качество изделий и услуг, включая и сопутствующие услуги дилеров. Ставка делается на организацию поставки комплектующих, на качество материалов, хорошую систему кредитования и личную заинтересованность (бонусы и т.д.), грамотную логистику, рекламную поддержку, узнаваемость бренда и имидж фирмы, консультации высококлассных специалистов и обучение и т.д. Ставка на низкую цену – дешевле импортных – становится в стратегии проигрышным вариантом.

Меняется структура применения светопрозрачных конструкций – увеличивается доля современных алюминиевых фасадов и количество современных деревянных окон. Прогнозируется появление новых типов светопрозрачных конструкций (например, для высотных зданий или из новых материалов – поликарбоната и др.). Ведутся разработки конструкций специально для капитального ремонта и реконструкции зданий.

Среди причин сокращения рынка ПВХ-профиля можно также назвать его насыщение в сегменте эксплуатирующихся зданий.

Специалисты прогнозируют, что производство окон в ближайшее десятилетие кардинально не поменяется, а ситуация в следующие несколько лет будет характеризоваться дальнейшим снижением темпов роста, жесткой ценовой конкуренцией, избыточным предложением. Вместе с тем следует отметить, что периодические спады на оконном рынке – явление временное.

Существование рынка будет связано с качественными изменениями в оконной отрасли, которые и позволят придать ей в ближайшем будущем новую динамику развития. Уже сейчас можно говорить о том, что процесс глобализации на оконном рынке идет полным ходом.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо
войти или зарегистрироваться на сайте